Итоги столичной недели: Смена уставшего караула

Расширенное заседание правительства с участием президента в пятницу увенчалось лишь одним увольнением - министра труда и социальной защиты Тамары Дуйсеновой, хотя предпосылок для более масштабной смены декораций в кабинете министров было предостаточно. И не только в правительстве - публичной критике подвергся глава Национального банка Данияр Акишев за то, что не выступил с инициативой по прекращению помощи комбанкам ранее.

Причина увольнения Тамары Дуйсеновой лежала на поверхности - вопрос об учете нашего «самозанятого» населения поднимался неоднократно и по сей день не был решен. По какой причине не был решен - вопрос темный и глубокому исследованию не подлежит, ибо, когда в стране бизнес тесно связан с властью как родственными узами, так и банальным «крышеванием», самозанятые, получающие зарплаты «в конвертах» являются обязательным условием игры. Так что борьба правительства за их учет и контроль напоминает самозабвенную борьбу наших чиновников с коррупцией: она изначально обречена на провал, ибо как можно бороться с самим собой?

Назарбаев отчасти сам задел эту тему диалектики чиновничьего бытия в пятницу, возмутившись огромным оборотом денег в сфере теневого оборота алкоголя. «Министру финансов Бахыту Султанову сказал: вино-водочное производство – черный нал идет, огромные деньги крутятся. Они портят чиновников, деньги всем ходят, раздают мешками в Астане, Алматы и везде. И деньги уходят мимо бюджета. Пока я не дал поручение по всем этим вопросам, никто не шевельнулся. А где налоговики? Где поставленные на это дело? Как так можно работать? Сколько можно?», — сказал президент.

Он напомнил, что в Казахстане ранее были перераспределены полномочия между ветвями власти. «Конституцию поменяли, дали все права, каждому министру, региону – самостоятельно работайте. Нет, нужны руководящие указания. Когда это закончится? – задался вопросом президент. - Ладно, у нас старый менталитет, с Джаксыбековым вдвоем (глава администрации президента Адильбек Джаксыбеков – прим. ред.), а вы-то молодые – или еще надо омолаживать? Главной задачей в борьбе с коррупцией должно стать принятие системных превентивных мер, важно внедрить в сознание граждан нетерпимость к коррупционным проявлениям», – добавил Назарбаев.

Нетерпимость растет на глазах, а коррупция не уменьшается при этом: парадокс, который иностранцам не понять. Самое же забавное, что урон исчисляется не только самими взятками и криво развивающейся при этом экономикой: на подготовку самих будущих коррупционеров затрачиваются огромные временные и материальные ресурсы, о чем президент также вспомнил на расширенном заседании. «Надо продолжать решительную борьбу с коррупцией. К уголовной ответственности у нас привлечены 2 тысячи 200 должностных лиц за два года. Среди них есть министры, акимы областей, руководители ведомств», — сказал Назарбаев.

И напомнил, что в частности в суде сейчас рассматривается уголовное дело в отношении экс-министра национальной экономики и гендиректора «Казахавтодора». «Экс-министра Куандыка Бишимбаева мне очень жалко, если честно говоря – обучали, провели через Болашак, возлагали на него надежды. И вот так получилось. Тратили столько времени, денег, средств на подготовку людей. Конечно, жалко», — заметил Назарбаев. Напомним, что Бишимбаеву, суд над которым начался в Астане 7 ноября 2017 года, обвиняют в хищении бюджетных средств при строительстве стекольного завода в Кызылорде и получении взяток в бытность главы национального холдинга «Байтерек». Сам Бишимбаев уверяет, что не создавал схем по сбору взяток с руководителей строительных компаний и не получал взяток ни от одного из фигурантов уголовного дела.

При этом экс-министр, выступая в суде со своими показаниями, попросил прощения за неоправданное доверие у президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и граждан страны, сославшись на непродуманную кадровую политику при наборе подчиненных, которые, якобы, все коррупционные безобразия за его спиной и творили. В суде, кроме бывшего министра национальной экономики, по данному делу проходит еще 22 человека, среди которых бывшие руководители «дочек» АО «Байтерек» и представители частных компаний. На «Казахавтодор» же глава государства возложил ответственность за качество дорог в стране.

«Сейчас остро стоит вопрос эффективности, прозрачности строительства автодорог и качества уже построенных дорог, - сказал Назарбаев. - Из-за таких безобразий правоохранительные органы задержали почти все руководство «Казахавтодора» и его региональных филиалов. Не за хорошие дела, конечно. Это говорит о том, что выявлены были очень серьезные недостатки как в руководстве по использованию средств, так и по качеству дорог. Аскар Узакпаевич (Мамин — первый вице-премьер), смотри вместе с Женисом Касымбеком (министр по инвестициям и развитию), который не смотрел за этим вопросом», - обратился он к первому заместителю премьер-министра.

Касымбек попытался оправдаться, напомнив, что «Казахавтодор» является республиканским предприятием, которое занимается обслуживанием автодорог республиканского значения и их содержанием. «Оно не занимается строительством, но, действительно, руководство сегодня проходит судебные процессы в связи с тем, что есть коррупционные нарушения», — добавил министр. В ответ на что услышал отповедь президента о том, что министерство должно следить за тем, чтобы нормативно-правовая база не позволяла воровать.

«Норматив строительства дорог давно устарел. Надо смотреть текущее состояние дорог, а не нормативы. Строят с нормативом, берут деньги с нормативом. Как в одно время строили детсады, как дворцы. Точно также. Как у государства появляются деньги, аппетиты у них возрастают до небес. Для чего министерство? Для того, чтобы контролировать расходы государственных денег. Это минус тебе в работе. То есть надо менять подходы в работе, улучшения качества дорог», — подчеркнул президент.

В общем, при таком раскладе увольнять в правительстве было кого и за что, но уволили только министра труда и социальной защиты Тамару Дуйсенову. Выступая на расширенном заседании правительства, президент отметил, что в Казахстане пришлось отложить внедрение обязательного социально-медицинского страхования. Основной причиной этого стала проблема вовлечения так называемого самозанятого населения и неформально занятого населения в орбиту ОСМС: проще говоря, государство далеко не со всех может взимать отчисления на медстраховки, потому что не все заработки им могут учитываться.

«Самозанятые не платят налогов, не участвуют в накопительной пенсионной системе, короче говоря, находятся в тени. Я неоднократно на протяжении как минимум пяти лет говорю об этом. Давал конкретные поручения. Однако ими никто предметно не занимается. Министру труда и соцразвития Дуйсеновой я много раз говорил. Что случилось, Тамара, скажи? Или ты устала на этой работе?» — сказал Назарбаев. Дуйсенова в свою очередь ответила, что министерством была проведена большая работа по этому вопросу, на сегодняшний день выяснен социальный статус 18 миллионов граждан в Казахстане.

В свою очередь вице-премьер Ерболат Досаев взял обязательство ввести систему обязательного социального медицинского страхования с 2019 года. «Мы хотели бы попробовать взять у вас ранние обязательства, что ОСМС мы сдвинем на один год. И хотим начать в 2019 году вместо 2020 года», — сказал Досаев. Глава государства с этим согласился - до обеда 9 февраля, а уже ближе к вечеру премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев представил коллективу министерства труда и социальной защиты нового руководителя — Мадину Абылкасымову, поблагодарив экс-главу ведомства Тамару Дуйсенову за проделанную работу.

«Тамара Дуйсенова прошла путь от специалиста до министра и является ярким примером принципа меритократии в государственной службе. Принимала непосредственное участие в разработке и реализации реформ в сфере социальной защиты населения», — сказал Сагинтаев. И пожелал Тамаре Дуйсеновой дальнейших успехов в профессиональной деятельности. Дуйсенова проработала министром труда и соцзащиты чуть больше года, пережила за это время обвинения экс-президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева в том, что в Казахстане слишком маленькие пенсии, забастовку шахтеров четырех шахт угольного департамента АО «АрселорМиттал Темиртау» и волнения в связи с увольнениями строителей гостинциы «Абу-Даби Плаза» в Астане.

Причем два последних трудовых конфликта были погашены при непосредственном участии ведомства, возглавляемого Дуйсеновой, а размер пенсий - это вопрос не только и не столько к министру труда и соцзащиты, сколько к финансово-экономическому блоку правительства. Как и то, почему нашей медицине не хватает уже бюджетных вливаний - и она требует отчислений от всех и каждого гражданина страны в рамках ОСМС. При этом, в отличие от многих своих коллег по правительственному цеху, Дуйсенова от ответов на острые вопросы никогда не уходила - и была названа даже одной из самых «желанных министров» в Казахстане после того, как через общественную приемную партии «Нур Отан» было проведено открытое голосование по формированию графика приема министрами: 15,8% проголосовавших утверждали, что хотят попасть на прием именно к Дуйсеновой. Тогда министр труда и соцзащиты в рейтинге уступила лишь главе министерства юстиции Марату Бекетаеву.

Так что фраза «Ты устала на этой работе?» относиться должна была явно не к этому министру, тем более, что еще в январе этого года премьер-министр Бакытжан Сагинтаев отмечал — нерешенность вопроса с самозанятыми, это проблема не только министерства труда и соцзащиты, но и всего правительства и всех акимов. «Президент сделал нам всем последнее предупреждение», - заявил тогда Сагинтаев, однако в ходе расширенного заседания правительства выяснилось, что для кого-то это предупреждение действительно было последним, для кого-то предпоследним, а для кого-то - первым.

Так, министру финансов Бахыту Султанову было заявлено, что следующее предупреждение президента персонально ему может стать для него последним на посту  главы Минфина. Как и год назад, во время получения своего первого предупреждения от президента, Султанов «пострадал» за то, что госорганы в стране не ищут «пути рационального расходования использования госсредств», а министерство финансов их не слишком ретиво к этому подталкивает. За год «доброта» Султанова в части обеспечения бюджетных заявок госорганов, по мнению Назарбаева, не иссякла.

«Я тебе делаю второе замечание. Третье может быть последним. Занимайся. Навести порядок, всему правительству надо этим заняться», — заявил президент. Помимо щедрости за счет бюджета его недовольство вызвало то обстоятельство, что Казахстан по индикатору обременительности таможенных процедур за последний год снизился на 20 позиций. «С 1 января введен новый Таможенный кодекс ЕАЭС, в котором предусматривается электронное декларирование. Вместе с тем до сих пор у нас электронного декларирования по импорту нет. Вводимая Минфином информационная система «Астана-1» вызывает большие нарекания со стороны бизнеса», — сказал Назарбаев.

Он отметил, что по информации министра финансов все эти вопросы находятся в работе и будут решены в 2018 году. «Эта критика в адрес Минифина была и остается. Вопрос сложный, я понимаю, надо решить», - заметил президент. И напомнил, что ранее поручил провести ревизию контрольно-надзорных функций, сократить численность проверяющих. «В налоговых органах мы должны сократить энное количество людей. Теперь вы говорите: сокращать не будете, переведете их на другие», - добавил он. После чего и заметил, что суммарно глава минфина наработал на второе персональное замечание.

Тем не менее, Султанов на своем месте остался, как и глава Национального банка Данияр Акишев, который, судя по диалогу Назарбаева с ним на заседании правительства, также допустил большое количество ошибок и нерасторопностей с точки зрения ноль первого. Председатель Нацбанка Данияр Акишев на заседании заявил, что, согласно международному опыту программы финансовой поддержки должны охватывать только крупные институты, имеющие значимость для стабильности в стране.

«Более того, опция представления льготных ресурсов от государства должна иметь исключительно краткосрочный характер для недопущения иждивенческих настроений среди акционеров финансовых институтов. Постоянные линии господдержки создают стимулы получить дешевые государственные деньги для всех банков вне зависимости от их роли и размеров в банковской системе», — сказал Акишев. По его словам, небольшие банки, состояние которых не представляет никакой угрозы для общей финансовой стабильности, рассчитывают на участие в программе.

«Поэтому правление Нацбанка 6 февраля текущего года приняло решение: завершить реализацию программы в части мер докапитализации крупных банков. 7 февраля 2018 года рассмотрение заявок от банков прекращено, а те заявки, которые поступили до этого срока, останутся без рассмотрения», — заключил глава Нацбанка. «Правильно, надо всем объявить. Состоятельные люди хотят иметь банк и создают его. Работают, это частный институт, государство не имеет никакого отношения. Потом проваливаются и теперь государство должно поддерживать штаны. Нельзя. Создал – пусть отвечает до конца», — прокомментировал его идею Назарбаев.

Президент отметил, что самым крупным системообразующим банкам требовалась поддержка, и Нацбанк ее оказал. «Теперь дальше надо следить, чтобы не повторялось это каждый раз, — заметил Назарбаев. - Надо сказать, что банки, которые оказались за бортом поддержки, они могут договориться с вкладчиками, акционерами, чтобы они не вытаскивали деньги, пролонгировали кредиты, вот в этом можно им помочь. Таким образом, можно постепенно восстановить свои банки, если у них есть желание. Здесь нужна строгость. Когда тяжелые были времена, переходили мощный финансовый мировой кризис, мы допустили слабину и теперь надо кончать», — подчеркнул президент.

Вдохновленный этой поддержкой, Акишев начал рассказывать о текущем состоянии дел в некоторых комбанках - и нарвался на порцию критики: это случилось, в частности, после его рассказа о том, что в «Дельта банке», который на сегодня лишен лицензии, почти 100% кредитов приходилось на компании, подконтрольные акционеру банка. «В отчетности банка это никак не отражалось и было выявлено только в результате проверки. 60% обязательств этого банка составляли счета квазигосударственных структур. В Bank RBK 90% кредитов выданы четверым заемщикам, являющимся либо акционерами банков, либо связанными лицами. Как правило, при выдаче…», — хотел было продолжить Акишев, однако его перебил президент.

«Когда мы уже с этим делом закончим? У всех перед глазами тотальное воровство денег государства и народа БТА Банком во главе с Аблязовым. По всему миру мы это раскрыли, доказали, что это было явное воровство денег государства. А что сейчас? Создали банк, туда поверили, пошли люди, нацкомпании. Теперь эти акционеры вытаскивают оттуда деньги - и Нацбанк сидит и наблюдает за этим. Ну как это так можно?» — возмутился Назарбаев.

«Совершенно верно», — поддакнул Акишев.

«Ну что совершенно верно? А для чего нам тогда надзорный орган нужен? И так вот по всем другим банкам. Меня это возмущает. Мы говорим: «Это будет плохо, то, се, нельзя подвергать банкротству». Надо подвергать банкротству. Или пусть оставляют деньги. Эти акционеры никуда же не делись. Они создали банк, чтобы накопить деньги, а потом вытащить оттуда. Как может быть такое воровство среди белого дня?» — продолжал возмущаться глава государства.

Назарбаев рассказал, что поручил внести законопроект, который бы дал право априори смотреть состояние банка, «всех движений денег, которые там происходят, на корню чтобы пресекать» вывод средств при намеке на ухудшение условий. Президент просил ускорить рассмотрение этого законопроекта. «Спасибо большое, Нурсултан Абишевич», — откликнулся Акишев.

«Что спасибо? Ты давно должен был это сделать, привести предложение», — заметил Назарбаев. Таким образом, государственная поддержка банкам второго уровня теперь будет оказываться только на возвратной и краткосрочной основе, под проценты — в общем, БВУ теперь в отношениях с государством окажутся в роли своих заемщиков. Судя по всему, правительство уже в такой роли оказалось: 9 февраля ему был выдан очередной кредит доверия, но с перечисленными выше последними предупреждениями. И с предложением «на пальцах» объяснять населению выгоды цифровизации экономики, что для кабмина является задачей похлеще учета самозанятых, потому что сам кабмин с трудом понимает, что такое, собственно, цифровизация.

Тема цифровизации подверглась острой критике президента Нурсултана Назарбаева. Глава государства прервал доклад ответственного за это направление вице-премьера Аскара Жумагалиева и потребовал, чтобы народу рассказывали о цифровизации «на пальцах». «Вот, Аскар, сейчас семинар для руководства, если ты вот таким языком будешь объяснять…», — развел Назарбаев руками в ходе расширенного заседания правительства по итогам 2017 года.

«Будет сложно, да?» — спросил вице-министр.

«Я не говорю, что чабан не поймет, но и образованный не поймет, что такое цифровизация. Ты должен на пальцах объяснять, почему, откуда она возникла, ее не было раньше», — заметил президент. И обратился к министру информации и коммуникаций Даурену Абаеву с предложением проводить специальные часы на телевидении, а также разъяснять в центральных, областных газетах. А министру образования Ерлану Сагадиеву поручено начать разъяснение необходимости цифровизации со школьной скамьи.

«То есть всеобщий всеобуч нужен. Начинать надо со школы. В будущем сегодняшние ученики вообще будут работать в этой сфере. Для будущей экономики, которая грядет в 2030 годах, совершенно другие дети должны быть. Нас все время критикуют, что мы все время проводим реформы в образовании, а куда деваться. Дети, которые будут в будущем, должны научиться самостоятельно мыслить, а не зубрить», — подчеркнул Назарбаев.

Судя по тому, сколько времени президент тратит каждый год на объяснение кабмину, кто, что и как должен делать, всеобуч надо вводить в правительстве. Вместо этого, в распоряжение нашего кабинета министров могут вернуть национальные компании - о такой возможности заявил Назарбаев на том же расширенном заседании в пятницу. Обращаясь к председателю правления фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» Ахметжану Есимову, глава государства подчеркнул, что главная задача фонда — увеличение стоимости активов при эффективном управлении и инвестировании.

«Фонд не должен тратиться на несвойственные функции, под которые создаются целые структуры, набирается куча людей с большими окладами. Умирзак Естаевич начал работу по трансформации фонда, надо ее продолжить. Ожидаемые результаты действующей программы в основном носят процедурный характер этой трансформации. Я участвовал в том первом совещании с участием иностранцев, корифеев этого дела. Столько было сказано. Ахметжан Смагулович, я вас туда отправил, чтобы вы разобрались со всем этим, и мне доложите, что нам надо дальше делать», — отметил Назарбаев. И предложил направить усилия фонда «на совершенно другую стезю».

«Поручаю вынести на рассмотрение совета по управлению фондом скорректированную стратегию программы трансформации фонда, как будем дальше развивать. Будем развивать или будем национальные компании напрямую подчинять правительству, как это раньше было. Надо посмотреть, если нужно», — заметил президент. После чего напомнил одной из национальных компаний - «КазМунайГазу», владеющей пакетами акций трех нефтеперерабатывающих заводов в стране, что в Казахстана регулярно встает вопрос обеспечения страны топливом.

«Мы модернизировали три НПЗ, дефицит горюче-смазочных материалов покрывается на ближайшие 3-4 года. Затем нужно будет импортировать. Я говорил о том, что надо немедленно строить четвертый завод. Сейчас мы все работаем над этим делом, разговор был с карачаганакскими нашими инвесторами. Принятие решения по НПЗ надо ускорять», — сказал Назарбаев. И напоследок напомнил о необходимости наконец определиться с вариантом латинского алфавита для казахского языка и приступить к его внедрению.

«В прошлом году много было проделано работы. Закончились организационные мероприятия и были определены приоритетные направления. Был принят новый латинский алфавит. Мы подходим к тому, что окончательно решить вопрос, — сказал президент. - В английском языке наше «е» изображает «и». Почему ее не использовать? Буквы «и», «й» — хочешь изобразить одним штрихом, без точки, как это будет? Также есть буква на казахском языке «і» – іні, ілім. И в латинском алфавите есть такая буква. Надо изучать и поэтапно, уже нужно внедрить латинский алфавит», — сказал он.

А затем подвел итоги заседания Кабмина и дал комментарии по всем показателям, достигнутым страной в прошлом году: Назарбаев обратил внимание на то, что хотя в реальном выражении обрабатывающий сектор вырос, но его доля осталась на прежнем уровне. «Мы ежегодно запускаем десятки новых производств, создаются новые рабочие места, обрабатывающий сектор за годы индустриализации вырос в реальном выражении на 36%. Действительно, это успех, то, что мы добиваемся, создавая альтернативою от сырьевых ресурсов экономику. В то время доля обрабатывающей промышленности в экономике не росла. Как была 11%, так и остается. Можно это объяснить, но эти объяснения не принимаются. Именно в общем объеме экономики оно должно расти и преобладать», - почеркнул президент.

При этом он отметил, что нужно обращать внимание насколько предприятия инновационные, насколько производят продукцию на экспорт, отвечают ли потребности конкурентоспособности, экспорториентированности. «Господдержку нам надо оказывать тем, кто дает передовые технологии, и кто дает экспортную продукцию. Надо более активные меры по обеспечению опережающего роста обрабатывающей промышленности», - заключил Назарбаев. Чиновники послушно кивали головой, в связи с чем вспоминалась шутка президента в начале заседания, когда в ответ на слова премьер-министра Сагинтаева о том, что «по результатам последнего послания в правительстве была принята общенациональная программа, по разным поручениям каждому министерству были даны поручения, поставлены индикаторы, задания будут исполнения до конца года», глава государства заметил, что «доложил хорошо, но самокритики нет».

Самокритики у наших чиновников действительно нет, больше того, и памяти особо не хватает: в январе кабмин и нацбанк обещали удержать инфляцию по году в заданном коридоре 5-7 процентов - и в отчетах чиновников она там, возможно, и удержится. А вот кошельки рядовых смертных инфляцию могут «прочувствовать» по-другому: энергетики  Астаны уже предупредили владельцев квартир об увеличении счетов за тепло в феврале.

Как пояснили в пресс-службе АО «Астанаэнергосервис», в период с 22 по 26 января текущего года в столице стояли аномальные морозы, столбики термометра опускались до минус 40 градусов, вследствие чего столичные энергетики перешли на усиленный круглосуточный режим.

«ТЭЦ и районные котельные работали с большей нагрузкой, передача тепла в многоквартирные дома значительно увеличилась. По информации Казгидромет, средняя температура наружного воздуха за январь 2018 года составила минус 19,1 градусов, что и привело к резкому увеличению расхода тепловой энергии, использованной на отопление квартир. Следовательно, плата за коммунальные услуги, в свою очередь, изменится», – сообщается в информации.

Отмечается, что точная сумма увеличения тарифа за тепло будет рассчитана индивидуально для каждой квартиры. Ежемесячное начисление за отопление формируется в соответствии с показателями общедомового прибора учета, то есть счетчик тепловой энергии позволяет оплачивать только за фактически потребленное в доме тепло. Но в целом понятно, что платить за тепло в феврале придется больше, чем в январе, а у нас если цена на что-то однажды повысилась, то вниз она пойдет с большой неохотой и огромным скрипом.

Андрей ЛОГИНОВ, Астана 

Комментарии

Одно пустое брюзжание старого хана. Как же все это заёбло.

"Заёбло" - это не то слово. Слишком мягкое.

Обзор рейтингов элиты Казахстана(фр-т)
Политика
Экспертные оценки, к которым следует прислушиваться
…Тут надо отметить три рейтинга — рейтинги управленческой элиты и рейтинги акимов, которые выпускает Общественный фонд Центр социальных и политических исследований (ОФ ЦСПИ) «Стратегия», и рейтинг акимов от «Саясат-Мониторинг».
Рейтинги управленческой элиты ОФ ЦСПИ «Стратегия», под разными заголовками, доступны в интернете с 2009 года. На нынешний день это самый авторитетный рейтинг казахстанской элиты. В рейтинг за 4-й квартал 2017 года включены 46 человек — в основном это руководители центральных государственных органов, некоторые акимы (главы областных и городских администраций), спикеры палат парламента, руководство крупных национальных компаний и т. д. Рейтинг выпускается раз в квартал, его делают на основе опроса 25−35 экспертов. Элитарии оцениваются по таким показателям, как авторитетность,
эффективность,
перспективность.
Затем выводится итоговый средний балл.
К примеру, отправленная в отставку 9 февраля министр труда и социальной защиты Тамара Дуйсенова была в списке на 45-м месте
с перспективностью 3,12 балла из 7.
Про нее было написано так:
«Падением квартала можно назвать значительное снижение рейтинга министра труда и социальной защиты Дуйсеновой Т. К. — с 36-го места на 45-е (-0,31 п.п.). На оценки ее работы оказали влияние такие причины,
как «не смогла нормально определить количество самозанятых и их структуру»; «ситуация по шахтерам наглядно показала,
что нужен новый министр».
В связи с этим, по мнению экспертов,
«её отставка — это вопрос уже ближайшего будущего».
Тамара Дуйсенова
Так что коллективный разум казахстанских экспертов в этом случае оценивает ситуацию довольно точно. Нелишне также читать комментарии экспертов, которые упоминаются в текстовой части рейтинга, — это делает картину объемней.
Подробности: https://regnum.ru/news/polit/2379080.html
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.

«Социалка» трещит по швам, пока правительство ищет сакральные места — эксперты
Сегодня, 14:08 7 175 Захар Мостовой https://365info.kz/2018/02/sotsialka-treshhit-po-shvam-poka-pravitelstvo...
WhatsApp
+7 771 228 04 01

Социальная политика в Казахстане проваливается на дно системного кризиса, а бездействие Нацбанка подрывает экономику страны. При этом Тамара Дуйсенова уже поплатилась своим постом, тогда как Данияр Акишев получил очередной «последний» шанс.
На традиционном расширенном заседании правительства Нурсултан Назарбаев устроил разнос подчиненным:
больше всех досталось теперь уже бывшему министру труда и соцзащиты и главе Национального банка
Так, Дуйсенова подверглась критике из-за задержек во внедрении обязательного социального медстрахования и проблемы вовлечения в него самозанятых граждан. В итоге глава государства решил, что «Тамара устала от работы».
Акишеву пришлось оправдываться за недобросовестных банкиров, ворующих народные и государственные деньги.
Также президент остался недоволен реализацией программы «Нурлы жер» и
призвал не создавать новых
Специальных экономических зон,
пока не будет проверена деятельность 11 уже существующих.
О том, насколько критична ситуация в социальном блоке,
за что отстранена Дуйсенова и
почему нынешнее правительство совершает одну ошибку за другой,
порталу «Саясат» рассказали казахстанские политологи и экономисты.
Виновные не наказаны
Политолог Максим Казначеев убежден, что заниматься самозанятыми нужно системно, во всяком случае, смена министра их положения не улучшит.
– Проблема самозанятых глобальна, связана со структурой казахстанской экономики и не может быть решена в рамках полномочий одного министерства. На мой взгляд, экономическому блоку правительства необходимо создать рабочую группу.
Инициативы, выдвигаемые по ситуации с самозанятыми,
автоматически должны отражаться в работе
всех социальных и экономических министерств и ведомств.
Повторюсь, эта проблема системна и
решаться должна с помощью системного подхода.
Смена одного министра на другого ее не устранит.
Эксперт привел пример, когда группам людей просто присваивают другое официальное наименование, в результате чего миллион самозанятых внезапно испаряется из отчетов.
— Просто их стали называть индивидуальными фермерами-предпринимателями, но это не решение, это переименование. Другой вопрос, что ротация министра назрела давно.
Дуйсенова достаточно долго занимала пост. В практике бюрократии ротация является целесообразной каждые три года
Критерии соблюдены, поэтому, на мой взгляд, особых упреков в адрес работы министерства выдвинуть сложно, как и персонально министру. Министр изначально был поставлен в ситуацию, когда продуктивно работать не мог, — указал политолог.
Максим Казначеев напомнил, что в результате административной реформы 2014 года ведомство Дуйсеновой занималось и социальным развитием, и здравоохранением. То есть совершенно разные функции были свалены «в одну кучу», а при последующем разделении минтруда было восстановлено, что лишь подтвердило неэффективность ранее принятой модели адмуправления. Министр, считает эксперт, из ситуации выжал все, что смог, и в рамках ротации перейдет на другую работу.
Тамара Дуйсенова. Источник: kapital.kz
О положении в банковской сфере Максим Казначеев отозвался следующим образом:
– Здесь мы встречаемся с другой проблемой – когда правая рука делает вид, что не знает, чем занята левая. Отменить персональные санкции Акишев не может, у него не тот политический вес. Фактически
сейчас он превращается в козла отпущения, который будет нести ответственность за то, что олигархические группы получили государственное бюджетное финансирование и вывели его в офшорные зоны
Передача коммерческим банкам финансирования программы «Нурлы Жер» — это фактически та же самая инициатива, за которую опять кто-то потом будет назначен виновным. Государство через такие схемы поддерживает неэффективные банковские олигархические группы, — отметил политолог.
В целом, по мнению Максима Казначеева, заседание правительства было дежурным.
— Ни одна из поднятых проблем новой не является.
В рамках жанра должна была быть проведена дежурная порка
очередных назначенных лиц.
Ее провели, все увидели и поаплодировали,
но интересы ключевых финансово-экономических игроков остаются в приоритете,
и никто на них посягать не собирается.
Уже в прошлом году мы наблюдали консолидацию финансово-промышленных групп,
и поскольку президент реализует инерционный сценарий развития страны,
не думаю, что в текущем году социальная и экономическая политика
претерпят какие-то радикальные изменения, — сказал эксперт.
Пока не слишком поздно
По мнению политолога Данияра Ашимбаева, министр труда и соцзащиты Тамара Дуйсенова просто стала крайней, а в администрации президента и в правительстве должны безотлагательно заняться социальным блоком,
превратившимся в «черную дыру».
– Заседание правительства оставляет не самое позитивное впечатление. Принимаемые решения и прописанный в них априори алгоритм не дают никаких результатов. Возьмем ситуацию с банками.
Она упирается в то, что банки прямо или косвенно замыкаются на высших чинах страны. Некоторые из них уже не в состоянии отделить свои интересы от государственных
Необходима персонализация ответственности.
Как только ответственность персонализируется,
лицо, на которое ее возложили,
пытается любыми средствами от нее уклониться.
Понятно, что в случае неудачи найдется масса причин,
чтобы повесить обвинение в коррупции или вовсе уволить.
Поэтому чиновников,
пособных принять решение
и добиться его реализации,
соразмеряя политические риски со своим авторитетом,
не так много.
В правительстве вообще единицы, — пояснил политолог.
По его словам, нынешний кабинет совершил уже достаточно ошибок.
— Мы видим
фаворитизм,
коррупционный элемент и
совершенно непрозрачные решения
Взять хотя бы приватизацию объектов здравоохранения, необходимость которой не была обоснована и конечный бенефициар неизвестен. Видим очередной бензиновый кризис, невнятную курсовую политику – а это взаимная компетенция правительства и Нацбанка, поскольку последний тщательно уклоняется от принципиальных решений. Видим вызвавший острую критику момент с размещением средств фонда соцстрахования в холдинге «КазАгро».
Правительство Сагинтаева под ударом: Масимов готовится к возвращению?
Непрозрачные решения и
коррупционные скандалы
стали фоном работы,
отметил эксперт.
При этом об успехах, какими мы гордились еще пять-семь лет назад,
пусть они и были обусловлены выгодной внешнеторговой конъюнктурой,
сегодня мало кто вспоминает.
Одни и те же вопросы перекочевывают из послания в послание, из заседания в заседание — и среди них диверсификация экономики, рост инвестиционной привлекательности, повышение транспарентности управления, передача непрофильных активов в конкурентную среду. Словом, именно эти вопросы и были подняты в очередной раз.
– Тамара Дуйсенова
хоть и не считалась особенно авторитетным министром –
согласно рейтингам,
она входила в последнюю пятерку –
тем не менее, всегда воспринималась в качестве
работящего и компетентного человека.
Проблема самозанятых достаточно остро стоит уже много лет. Есть масса разработок, предложенных и в депутатском корпусе, и в правительстве, и экспертами. Несколько лет назад я сам отправлял рекомендации легализации самозанятых с использованием механизма цифровизации. Вопрос в том, кто возьмет на себя ответственность за решение? То есть кто будет распоряжаться бюджетными программами и кто будет нести политические риски? Если бы бюджет был в одном ведомстве, а риски – в другом, в том же минтруда, проблема легко сдвинулась бы с мертвой точки. Поэтому из Дуйсеновой сделали по сути крайнюю, — пояснил политолог.
Опасное увлечение идеологией
Данияр Ашимбаев уверен, что ситуация в социальной сфере крайне непростая. И без того плачевное положение в здравоохранении осложняется введением пресловутого медстрахования, спорной приватизацией крупнейших медучреждений, которые, по мнению многих, должны оставаться в собственности государства. Давно назревает проблема регулирования внешней и внутренней миграции, а также регулирования трудовых конфликтов и не менее пресловутой самозанятости.
Ситуация в соцсфере усугубляется из-за негативных сценариев в экономике – предприятия закрываются, не развиваются намеченные ранее проекты, про вторую пятилетку ФИИР уже никто не вспоминает. Сюда же нужно добавить и проблемы в системе образования, где к перманентным скандалам с качеством обучения, учебниками, реформами и т. д. недавно добавился грандиозный скандал с распределением научных грантов.
– Социальный блок трещит по швам. В принципе, он представляет собой гигантскую «черную дыру»
Внутренняя идеологическая концепция его вообще не касается. Встает вопрос: как координируется соцблок? Осенью эти функции были возложены на вице-премьера Ерболата Досаева, внушавшего определенный оптимизм, несмотря на скандальный уход с поста главы минздрава в 2006 году. За два года работы министром его деятельность была оценена специалистами достаточно высоко – не будучи медиком по профилю, он принял множество интересных управленческих решений, некоторые действуют и по сей день.
Тем не менее,
координации социальной политики в стране нет,
— считает эксперт.
Назарбаев назначил министра труда и социальной защиты
Преемник Дуйсеновой – Мадина Абылкасымова,
как отметил политолог,
прежде работала в администрации,
в правительстве,
долгое время была вице-министром экономики.
— Ей, конечно, потребуется время на вхождение в дела,
вникание в проблемы,
на наращивание авторитета.
Пока она больше известна в качестве
дочери известного мажилисмена Ерасыла Абылкасымова,
но не как самостоятельная политическая фигура.
Пока новый министр войдет в курс дела,
возникнет некий вакуум.
Мадина Абылкасымова
Между тем, напомнил Ашимбаев, экономический кризис продолжается,
а госаппарат чрезмерно увлекся идеологий
в ущерб социальной сфере.
– Начинают возникать новые риски. Необходимо, чтобы социальная политика имела такое же представительство во власти, такую же персональную ответственность, как нефтегазовая и банковская сферы. Сейчас от любого неправильного решения или отсутствия решения зависят судьбы миллионов. Есть вопросы по пенсионной системе, коррупции в ЕНПФ, где уже идет судебный процесс, и не факт, что он будет последним. Есть вопросы по движению финансовых потоков,
которые можно было бы направить на решения социальных проблем
. Но государство не демонстрирует каких-либо серьезных подходов к этой сфере, — подчеркнул политолог.
Он считает, что социальная политика должна стать одним из приоритетов.
– Назревают определенные вопросы. Не пора ли администрации президента вывести социальную политику в ранг одного из основных приоритетов? Не только латинизацию, выявление «100 новых лиц» в пропагандистских целях и поиски сакральных мест,
но и проблематику труда,
занятости,
здравоохранения,
образования,
а также вменяемой государственной политики в этих сферах.
На кого будут возложены такие функции: на отдельных замруководителей, помощника президента или хотя бы на госсекретаря – это, конечно, в компетенции главы государства. Но то,
что «социальная дыра» становится
все более зияющей
и заброшенной,
очевидно все сильней, — заключил эксперт.
Теряя терпение
Экономист, директор Центра «Talap» Рахим Ошакбаев считает, что Национальный банк не выполняет своих прямых функций.
– Заседание было весьма информативным. Я бы сделал акцент на критике ситуации в банковской сфере. Похоже, что терпение президента подходит к концу, потому что никакого фундаментального улучшения ситуации с кредитованием МСБ не происходит. Прокрастинация,
бездействие надзорного органа в отношении откровенно безответственного поведения ряда банков, которое заканчивается тем, что государство вынужденно выделять этим банкам деньги и искусственно поддерживать их доходность. Это приводит к тому, что по сути, вся деловая активность, развитие экономики существенно блокируются дисфункцией банковского сектора в части кредитования.
Примечательно, что когда глава надзорного ведомства сказал «спасибо» президенту за законопроект по усилению надзорных полномочий, президент его одернул, сказав: «За что спасибо? Вы давно должны были это сделать».
Это и называется прокрастинация –
то есть имитация деятельности,
когда под различными предлогами не занимаются своими обязанностями
Ищут причину в недостаточности законодательства, нехватке полномочий, которые давно можно было ввести, и все бы поддержали. Кроме того, ещё 30 ноября 2015 года, более двух лет назад,
президент дал Нацбанку поручение
сделать независимую оценку качества активов –
провести стресс-тестирование.
По сути, указание было проигнорировано, — отметил эксперт.
Данияр Акишев. Источник: kursiv.kz
Что касается передачи финансирования программы «Нурлы Жер» от акиматов банкам второго уровня, Рахим Ошакбаев считает, что в этом нет никакого противоречия.
— Критика прозвучала по поводу неэффективного исполнения надзорных функций. Но то, что банки – ключевой элемент рыночной экономики и должны выступать финансовым посредником, под сомнение не ставится.
Эксперт подробно остановился на критике в адрес Специальных экономических зон, прозвучавшей на заседании.
– Как экс вице-министр (Министерства по инвестициям и развитию – ред.), курировавший сферу инвестиций, в том числе СЭЗ, я абсолютно согласен с тем, что в нынешней форме они неэффективны. В свое время нами был подготовлен ведомственный анализ: льготы, предоставляемые участникам СЭЗ, не находят отклика в виде деловой активности и занятости. Доступ в СЭЗ ограничен, многие жаловались, что годами не могут его получить. Мы вносили предложение упразднить СЭЗы, и тем субъектам, которые уже являются резидентами, для обеспечения стабильности налогового положения перевести льготы СЭЗ в индивидуальные инвестиционные контракты. Соответственно, когда упраздняются СЭЗ, их инфраструктуру можно использовать в качестве индустриальных зон, тем самым не ограничивая доступ к ней только для льготируемых видов деятельности и увеличивая эффективность использования инфраструктуры, — пояснил Рахим Ошакбаев. Реализация такого предложения была бы правильным решением, особенно в условиях ЕАЭС и ВТО, добавил он.
По поводу отставки министра труда и соцзащиты Тамары Дуйсеновой эксперт отметил, что «…это был хороший министр труда.
Я лично считаю,
что министерством труда под руководством Тамары Дуйсеновой
была проделана большая работа по установлению статусов людей,
отсутствующих в базах данных.
В прошлом году, по сути, минтруда сделало перепись населения,
обнародовав цифры,
гласящие, что пять с половиной миллионов человек
не были зарегистрированы в базах данных –
это очень ценная экономическая информация.
Министр и ведомство под ее руководством
нашли в себе смелость провести подобный титанический труд,
поэтому я хотел бы высказать уважение к начатой ими работе».

Шахтеры «похоронили» Дуйсенову
Гендиректор Центральноазиатского фонда развития демократии, кандидат политических наук Толганай Умбеталиева считает,
что для президента очень важно поддержать мнение о государстве,
как о гаранте
экономической стабильности и
безопасности.
– Не могу сказать,
что я внимательно следила за деятельностью Тамары Дуйсеновой на посту министра.
Но если исходить в целом из риторики экс-министра,
она создавала впечатление профессионала,
знающего свою работу.
Конечно, за один год реально повлиять на социальную ситуацию,
решить проблемы, которые накапливались годами, сложно.
Какой бы ты ни был профессионал, это невозможно.
Но могу предположить, скорее всего,
отставка произошла,
потому что министр допустила серьезную политическую ошибку
как представитель государства во время протеста шахтеров

Ее заявления способствовали не решению конфликтной ситуации,
а скорее, усугубили ее,
вызвав широкую дискуссию в обществе в негативной тональности.

Министр в этот момент выглядела растерянной,
не владеющей ситуацией.
Для президента это было равносильно провалу,
так как для него сегодня очень важно решение любых противоречий с обществом, населением. Именно этого в первую очередь он ждет от своих министров-менеджеров в той или иной сфере, — отметила эксперт.
Нового министра Абылкасымову эксперт охарактеризовала
как «молодого специалиста,
у которого нет своей истории
в решении важных и сложных проблем».
– Президент, покритиковав решение отдельных вопросов и отдельных министров, в целом выразил доверие и к правительству и Национальному банку. Обозначил свою позицию, дал указания, как обычно происходит на всех совещаниях в различных институтах и компаниях. Поэтому с точки зрения формата проведения, ничего необычного.
С точки зрения содержания,
заметно придание сформированной еще в прежние годы
повестке модернизации современного качества.
Ведь сегодня основной вызов перед государством –
это реализовать на уровне принятые программы
, стать гарантом соблюдения законов и
обеспечения различных видов безопасности населения.
Государство в глазах некоторой части населения перестает быть гарантом безопасности, законности и справедливости,
другая часть
уже перестала верить в эти гарантии,
так как в отдельных секторах государство покупается и продается,
Некоторые вопросы,
которые озвучивал президент,
выглядели как попытка ответить на этот системный вызов,
— пояснила политолог.
По мнению Толганай Умбеталиевой, «банковская система является частью этого системного вызова. Уже не первый год говорят и обсуждают эту проблему, но не могут найти решение. Все реформы, которые предлагаются, на мой взгляд, очень поверхностные, и всегда предлагаются одни и те же решения: то объединение, то разъединение банков. Поэтому на прошедшем заседании произошла смена финансового управленца программы «Нурлы Жер», но системного изменения я лично не заметила. Но возможно, экономисты будут другого мнения».
#кадровые перестановки в Казахстане #Правительство Казахстана #Тамара Дуйсенова
Самое читаемое

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Докажите, что вы не спам-робот.
Fill in the blank.