Проблемы оралманов - что нового?

 Согласно статистике Комитета по миграции на 1 апреля 2009 года в Казахстан возвратилось более 730 тысяч этнических казахов - так называемых "оралманов". Если в 2005 году количество семей оралманов составляло 117 698, то в 2009 это цифра возросла до 188 248 семей.


Ежегодно правительство Казахстана увеличивает объемы финансирования программ по переселению и адаптации этнических казахов из дальнего и ближнего зарубежья. Политика возвращения была сформирована еще в начале 90-х. Ключевая цель этой масштабной программы - улучшение демографической ситуации в стране.
Однако, несмотря на длительную историю "процесса возвращения" казахов, еще рано говорить о том, что механизмы реализации данной политики совершенны. Если проанализировать отчеты Программы Развития ООН в Казахстане с 90-х годов, то можно увидеть стабильную тенденцию - оралманы всегда подпадают под категорию "социально-уязвимых" слоев населения. В принципе, проблема интеграции оралманов является такой же сложной как, скажем, модернизация экономики. И там и тут необходимы не только финансовые средства, но и время, человеческий капитал и эффективные программы.
При рассмотрении проблем в данной области, необходимо сделать несколько оговорок. Во-первых, эта социальная группа не является однородной по своему составу. Поэтому когда мы говорим о "проблемах оралманов", надо понимать, что они могут быть условными. Для казахов с Китая главной преградой в адаптации и интеграции в казахстанское общество является языковой барьер, но не для выходцев из бывших стран СНГ.
Можно выделить несколько категории проблем оралманов.
Первое, это - недостаточно прозрачный механизм выдачи иммиграционных квот и оформления гражданства, что приводит к коррупции в государственных органах, занимающихся их распределением. Это обстоятельство, судя по экспертов, вызывает наибольшее недовольство со стороны оралманов.
Второе - незнание русского языка и кириллицы оралманами, что создает проблемы в получении образования и негативно воздействует на их конкурентоспособность на рынке труда Казахстана. Академик Зардыхан Кинаятулы связывает это с тем, что в Казахстане русский язык используется чаще чем казахский.
Третье - проблемы с трудоустройством и открытием собственного дела. Доля безработицы именно в этой социальной группе составляет около 40 процентов, и в зависимости от области, может доходить до 60 процентов.
Четвертое - сложные отношения приезжих казахов с местными жителями в сельской местности, что создает некоторую социальную напряженность.
Международные организации и неправительственный сектор Казахстана также вовлечены в решение указанных проблем. В качестве примеров можно отметить Международную организация по миграции и Программу Развития ООН в Казахстане, а также многочисленные НПО. Данные структуры заявляют о необходимости принятия мер социального характера, таких как информационная помощь оралманам, языковые курсы, содействие в трудоустройстве и т.д., которые создавали бы условия для успешной социальной интеграции в казахстанское общество.
Результатом этого сотрудничества, как мне кажется, стало совершенствование правительственных программ по интеграции оралманов. Если раньше под помощью подразумевались, в основном, денежные выплаты, то сейчас на постоянной основе функционируют Центры по адаптации в городах Актау, Шымкент, Алматы и Семей. Такие центры помогают приобрести навыки в поисках работы, а также проводят курсы по изучению русского языка.
Если говорить об изменениях в данной области, то, прежде всего, они носят позитивный характер и направлены на совершенствование программ социальной адаптации переселенцев, а также увеличения финансирования. В 2005 году количество квот на иммиграцию составляло 10 000 семей, в 2009 - уже 20 000.
К тому же, заметно изменение в подходе к решению проблем оралманов. Возьмем, к примеру, новую программа "Нурлы Кош" (Светлое кочевье) на 2009 - 2011 годы. Программа представляет собой концептуальный документ, где расписаны не только цели программы, но и ожидаемые результаты. В этом плане документ напоминает исследовательские проекты международных организации, где четко прописываются задачи и результаты, сроки их реализации и самое важное, имеются механизмы мониторинга эффективности программы. Создатели данного документа подчеркивают необходимость принятия мер для интеграции оралманов, то есть помимо простого увеличения денежных пособий, есть меры по, повышению, скажем, образовательного уровня и приобретения дополнительных навыков. Конечно, на данном этапе имеются скептики, но несомненным является то, что данный документ говорит о продвижении в понимании проблем данной социальной группы.
Мигранты, даже в самых развитых демократиях, являются наиболее незащищенными слоями населения.
Многие государства получают определенные экономические выгоды от участия "приезжих", особенно в периоды расцвета экономики. А если случается кризис, то в первую очередь увольняют опять - таки мигрантов, и здесь они выполняют роль "подушки" для снятия социальной напряженности. Чтож, видимо, Казахстану следует учесть негативный опыт соседей и стараться не повторять чужих ошибок.

Артур АХМЕТ
 

Комментарии