Межэтнические отношения в Республике Казахстан

 

«Мультикультурный», «мультикультурализм», «мультикультурные общества», «мультикультурность» - недавно сложившиеся обозначения феномена, имеющего древнее происхождение. Общества, которые сейчас называются мультикультурными, раньше именовались «мультинациональными», «мультиэтничными», «мультирелигиозными», «мультирасовыми», «сегментарными». Они рассматривались как проявления «культурного плюрализма», «культурных различий» и «метисизации» (Латинская Америка). Сам термин «мультикультурализм» возник в Канаде в 1960-е годы в ходе поисков путей разрешения ситуации и управления бикультурной в то время страной.
Понятия «мультикультурность» и «мультикультурализм» употребляются обычно в трех контекстах. Один из них политический, в рамках которого приводятся аргументы «за» или «против» политики мультикультурализма и соответствующего способа управления, причем как сторонники, так и противники пользуются этим термином. Именно в данном контексте в Канаде в 1960-е годы и зародилось это понятие. Другой контекст: эмпирический, дескриптивный либо аналитический. Он имеет место в научных трудах и в общественных дебатах, затрагивающих различные проявления культурной неоднородности общества, и наиболее тесно связан с появлением «мультикультурных обществ». Третий контекст относится к социальной и политической философии, к вопросам социального и политического порядка и прав человека в условиях неоднородности культуры того или иного общества.
С точки зрения происхождения и социальной динамики можно выделить четыре основных типа мультикультурных обществ.
К первому типу относятся досовременные империи. Досовременные империи лишь отчасти и случайно, если вообще стремились к культурной интеграции своих подданных. Такие империи были образованы в результате завоеваний; имперская власть требовала от своих подданных лишь подчинения и признания своего верховенства, дани и/или налогов. Как правило, эти империи отличала высокая степень религиозного, языкового и нормативного разнообразия. Этот тип обществ существовал в Восточной и Центрально-Восточной Европе в рамках Польско-Литовской Унии, империй Габсбургов и Романовых, Оттоманской империи, в которую входила большая часть арабского мира, в Персидских империях, Империи Великих Моголов на севере Индии и имевшей более крупное и более унифицированное ядро Китайской Поднебесной Империи.
Последние досовременные империи были сметены в ходе Первой мировой войны. Коммунистический Советский Союз и возникшая после Второй мировой войны коммунистическая Югославия положили начало монокультурным многонациональным государствам.
 Второй тип мультикультурных обществ это - поселения Нового Света. Обе Америки и Австралия были завоеваны, а не «открыты». Они претерпели депопуляцию как следствие геноцида, произошедшего в основном из-за вторжения европейских микробов и инфекционных болезней, но также и в результате преднамеренного насилия, и были вновь заселены в результате крупномасштабных иммиграций из Европы. За исключением Гватемалы и Боливии большинство нынешних обитателей Нового Света европейского происхождения. Только в Эквадоре и Перу, расположенных в Андах, и в Новой Зеландии аборигены составляют более 10% населения.  Европейцы ехали в Америку по своему выбору, развивая идею «плавильного котла», в котором представители различных этносов переплавятся в единую американскую идентичность . скажем, гражданина США, Канады, Аргентины и т.д.
Третий тип мультукультурных обществ это – (бывшая) Колониальная зона. Этообширная область, простирающаяся от Западной Африки через Индийский субконтинент и архипелаг Юго-Восточной Азии к тому, что сейчас называется Папуа Новая Гвинея. Эта территория была завоевана и подчинена европейской власти, но не подверглась столь решительной депопуляции и заселению как это было в Новом   Свете.
 К четвертому, современному типу мультикультурных обществ относится - постнациональная мультикультурность. Современное понятие мультикультурности (мультикультурализма) порождено именно такой культурной динамикой, которая не была ни донациональной, как в досовременных империях, ни создающей нации, как в Новом Свете и эксколониальной зоне. Она постнациональна, поскольку возникла уже после успешного создания наций, и разворачивается в границах национальных государств. Ее развитие связано с массовым распространением высшего образования в 1960-х годах и с новыми аудиовизуальными и музыкальными массовыми культурами.
Постнациональная мультикультурность носит спорадический, изменчивый характер и зачастую является следствием самоутверждения этнических групп, тогда как другие типы мультикультурных обществ, особенно досовременные империи, были в этом отношении более статичными. Мультикультурализм был в таких обществах скорее унаследованным, чем заново возникающим. Сегодня массовая коммуникация и возможность массовых перемещений создают условия для новых комбинаций культур или «культурной гибридизации».
Исторически входя в состав Российской империи Казахстан, будучи ее окраиной до начала ХХ века просуществовал в рамках досовременной империи, с образования СССР началось пребывание республики в рамках другой реальности, которую именуют монокультурным многонациональным государством.
После обретения независимости тип общества, который формируется в нашей республики можно отнести к четвертому типу мультикультурных обществе – постнациональному. Однако, это не постнациональный мультикультурализм в его чистом виде. Бесспорно, анализируя современную культурную ситуацию в Республике Казахстан мы обнаруживаем целый ряд явлений, которые характерны для постнациональной стадии мультикультурализма, таких как появление новых направлений в поп-музыке или, к примру в таком явлении, как смешивание национальных кухонь.
Однако опыт взаимодействия между различными культурами в Республике Казахстан имеет свои особенности. Первая из них связана с пребыванием республики в составе СССР, который западные аналитики именую монокультурным многонациональным государством. В советский период окончательно сложился многонациональный состав нашей республики. И хотя магистральная линия развития была направлена на формирование советской монокультуры. Была и другая линия развития, которая, действуя на «неофициальном», бытовом уровне была направлена на взаимодействие и взаимообогащение культур. Примеров этому можно обнаружить немало в культурной жизни современного Казахстана. Например, большой известностью пользуется группа «Уркер», которая исполняет смесь рока и казахской национальной музыки, а в составе данного музыкального коллектива есть представители трех национальностей. Подтверждением высокого качества исполняемой данным коллективом музыки являются многочисленные призы, которые музыканты получали за участие в различных музыкальных конкурсах, как за рубежом, так и внутри страны. Еще один интересный пример касается смешивания национальных кухонь, это явление практически повседневное в жизни казахстанца, когда в казахской семье с удовольствием едят борщ, а украшением праздника в русской семье является табак с бешбармаком.
Ученые, которые занимаются изучением этнического состава населения Республики Казахстан признают нашу страну уникальной. Среди стран Евразийского континента нашу республику по уровню полиэтничности сравнивают только с Индией и Российской Федерацией. Однако и от этих стран мы достаточно сильно отличаемся. Так, в России многие народы проживают очень компактно, в своих субъектах федерации, при этом подавляющее большинство населения (более 80%) составляют этнические русские.
В Казахстане, конечно, также есть регионы более-менее концентрированного проживания отдельных этносов, узбекского, уйгурского, корейского. Однако можно утверждать, что в Казахстане уровень полиэтничности остается высоким на всей территории страны. Наиболее многочисленной, но не абсолютно доминирующей, как в России, у нас является казахская национальность (примерно 55% населения страны). При этом в республике широко представлены и другие этнические группы: русские - 28%, украинцы и узбеки – по 3%, немцы, татары, уйгуры – примерно по 2%, и т.д. Т.е. в Казахстане широко представлены не только различные национальности, но и расы.
Что касается Индии, то в этой стране, в отличие от Казахстана, абсолютное большинство составляют именно близкие между собой в расовом плане народы. Это же относится и к наиболее многонациональным государствам Европы, например, таким, как Бельгия или Швейцария. Таким образом, Казахстан в настоящее время представляет собой уникальное в этническом плане государство.
Внутриполитическая обстановка в Казахстане на сегодняшний день характеризуется в целом как стабильная. Различные этнические группы оценивают межэтнические отношения в регионах их проживания как положительные и доброжелательные.
Как и само казахстанское общество, межэтническое взаимодействие в стране за последние годы претерпело значительные изменения. В ходе проведения экономических и политических реформ сформированы новые социальные группы, в обществе утверждаются свободомыслие и толерантность. Демократизация общества обеспечила условия для возрождения и развития культуры и языков народов Казахстана. Это развитие происходит на основе гражданской общности всех казахстанских этносов, что способствует гармонизации межэтнических отношений.
Вместе с тем имеется ряд объективных факторов, отрицательно влияющих на состояние межэтнических отношений: невысокий уровень жизни, безработица и наличие преступности, недостаточная правовая культура, проявление тенденции этнической самоизоляции.  
 
Мармонтова Т.В.

Комментарии