К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

К числу неблагоприятных факторов, усиливающих возможность социальных потрясений, относятся этнический, религиозный со­став населения, уровень культуры и образования, индекс здоровья, степень криминальности и другие факторы. К интеллектуальному и духовному обнищанию нации добавилась и физическая деградация людей из-за ухудшения их здоровья в неблагоприятной социальной и экологической обстановке, развала системы здравоохранения и физической культуры и т.д. В результате обнищания общества, оно оказалось пораженным всеми самыми опасными болезнями современной цивилизации. Ре­спублика активно вошла в систему наркобизнеса. Средний возраст наркоманов, алкоголиков и проституток неуклонно снижается. В искусстве, на книжном рынке духовный вакуум заполняется порно­графией, мистикой, пропагандой насилия.
 
Вот почему необходимо осуществление политики социальной безопасности, т.е. социальной "профилактики" в обществе. А это означает осуществление правовой политической деятельности по ре­гулированию общественных отношений и разрешению социальных противоречий, по отстаиванию этносоциальных интересов: религи­озного, этнического, демографического, здравоохранения, науки и образования. Это тем более важно на фоне того, что в большинстве районов мира национализм усиливается, а не слабеет. А это, в свою очередь, увеличивает возможность конфликтов. Не все транснаци­ональные силы благотворны, точно так же, как и не вреден всякий национализм. Достаточно указать на транснациональную торговлю наркотиками, терроризм, распространение СПИДа и др.
Социальная политика государства Казахстан, прежде всего, долж­на быть направлена на повышение уровня жизни населения путем последовательных реформ в социальной сфере, а именно: создание условий для реализации трудового потенциала, своевременной вы­платы заработной платы, пенсий, пособий и адресной социальной помощи бедным. Вот почему Указом Президента Республики Ка­захстан «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» утверждена Программа действий Прави­тельства в области социального развития: усиление социальной за­щиты и борьбы с бедностью, обеспечение занятости населения, раз­витие образования и здравоохранения, культуры и спорта, преодо­ление негативных тенденций в демографических и миграционных процессах, снижение темпов ухудшения и стабилизация качества окружающей среды, оптимизация системы природопользования.
Для многих государств, в том числе для Казахстана, социальная безопасность приобретает не менее важное значение, чем военная. Президент Назарбаев высказался по этому поводу совершенно определенно: «Спад промышленного производства, безработица и обнищание миллионов людей в постсоветских государствах могут привести к тому, что социально-политический распад здесь станет неуправляемым. В этом случае разрозненные фрагменты мозаики вооруженных конфликтов могут составить одно целое, одну огром­ную дугу нестабильности, ...ив самом Казахстане, и в особенности за его пределами есть реальные силы, заинтересованные в том, что­бы любую случайную искру, вспыхнувшую на межнациональной почве, разжечь в кровавый костер братоубийственной войны».1
Для внутренней безопасности опасно утверждение антагонисти­ческой социальной структуры. Возникновение агрессивных, экс­пансионистских, экстремистских групп и слоев (крупных собствен­ников, финансовых и торгово-мафиозных воротил), разделение об­щества на бедных и богатых, путем ограбления одних другими, что, как говорил еще Платон, равнозначно появлению двух враждебных государств внутри одного, ущемление и унижение миллионов граж­дан, армии, научно-технической, художественной интеллигенции, усиление вражды внутри социальной структуры - все это серьезно угрожает внутренней безопасности нашего общества.
«Я одобряю тех, кто строит крепости, — писал Н. Макиавелли, - и тех, кто их не строит, но осужу всякого, кто, полагаясь на крепо­сти, не озабочен тем, что ненавистен народу».2 Согласно мудрому
изречению Сенеки, лучшей защитой для власти и государства яв­ляется любовь народа. Обеспечение социально-политической без­опасности зависит не от эффективности деятельности спецслужб, а от власти, характера ее политики и широты социальной основы. Как отмечает американский исследователь С. Дойл, государство на­ходится в социальной безопасности, если оно имеет возможность «осуществлять меры по развитию социальной сферы, образования и экономики без внешнего воздействия, обеспечить своих граж­дан жильем, продовольствием, работой, защищать их гражданские права и личные свободы».3 Известно, что накануне XXIвека и в условиях глобализации проблем национальной безопасности «...го­сударство сильно не числом чиновников и военных на душу населе­ния (бремя налогов), а стратегической адекватностью реформ целям устойчивого развития, социальным качеством исполнения законов и эффективностью природопользования».4
Неотъемлемыми компонентами социальной сферы являются экономические, духовно-нравственные и иные аспекты, а в каждой из упомянутых сфер присутствует социальный аспект, который в первую очередь определяется политикой социальной стратегии без­опасности.
Социальная сфера общественной жизни включает в себя соци­альную структуру, социальные отношения и интересы (потребно­сти) людей, систему социализации индивидов, а также социальные инфраструктуры (образование, воспитание, торговля, бытовое об­служивание и т.д.). Если военная безопасность обеспечивает тер­риториальную неприкосновенность и целостность, свободу и неза­висимость государства, экономическая — развитие хозяйственного механизма, экологическая - сохранение природы, то социальная безопасность служит защите людей как высшей ценности любой страны.
«Из 5,6 млрд. землян 1 млрд. проживает в богатых, а остальные - в бедных странах, на долю которых приходится лишь одна треть мировой продукции. За последние 30 лет им досталось всего 15 % прироста мирового совокупного продукта. Из 2,8 млрд. трудоспо­собного населения 120 млн. полностью, а 700 млн. частично без­работные. Около 1 млрд. взрослых практически неграмотны, а 500 млн. детей не имеют возможности ходить в школу. Примечатель­ная деталь: только 4 % развивающихся стран догоняют передовые, подавляющее же большинство все более и более отстают. Каждый гражданин развитой страны потребляет за свою жизнь в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем житель бедных стран. При этом раз­вивающиеся страны тратят на закупки вооружения в десятки раз больше, чем на социальные нужды».5
Ситуация в США, в разгар великой депрессии -30-х годов, была самой опасной, когда насчитывалось свыше 20 млн. безработных, велика была вероятность всеобщего социального взрыва, «красной революции». В этих условиях президент Рузвельт нашел наиболее эффективное средство, которое спасло страну и мировую капита­листическую систему. Этим средством явилась новая социальная доктрина, новая политика, нацеленная на государственное упоря­дочение и регулирование социально-экономических отношений, улучшение положения наиболее бедствующих групп населения, пе­рераспределение доходов, сокращение разрыва в доходах богатых и бедных, создание государственного сектора экономики, коллектив­ных форм собственности в дополнение к частной.
В китайской доктрине, посвященной экономической безопасно­сти, называется шесть источников угрозы: 1) растущий протекцио­низм в мировой торговле; 2) привязанность китайской экономики к небольшому числу партнеров: Япония, Гонконг, США, Тайвань, Южная Корея и Европейское сообщество; 3) международный эко­номический шпионаж; 4) незаконное производство и контрабанда; 5) демографический рост; 6) претензии некоторых стран, ущемляю­щие морские интересы КНР. К социальной безопасности призывают официальные документы КПК и её 14-го съезда (1992 г.). С начала 1990-х г. концепция безопасности КНР официально ориентирова­на на обеспечение социальной стабильности в обществе как своей главной цели.6 Поэтому невмешательство государства в экономику, которое полтора столетия провозглашала буржуазная политическая экономия, по мнению Кейнса, ложная и опасная идея.
Обеспечение гарантии национальной безопасности изнутри страны, на наш взгляд, прямо связано с политикой легитимизации государственной власти, обеспечения народного доверия к прово димым в стране реформам. Никакая внешняя угроза не может быть нейтрализована до тех пор, пока внутри страны продолжается дей­ствие деструктивных, криминальных тенденций.
Прав К.С. Гаджиев, когда он утверждает, «...что причиной ре­шающих столкновений станут различия в уровне социально-эконо­мического развития».7 Пока разрыв между богатством и бедностью углубляется, это чрезвычайно опасно, так как делает реальной угро­зу гражданской войны. В прежнем тоталитарном режиме гипертро­фированное внимание уделялось военным сферам производства, армии и вооружению в ущерб гражданскому производству, в ущерб социальным, культурным и иным программам развития страны. Следовательно, охранительная концепция не только опасна с точки зрения баланса сил — она контрпродуктивна, регрессивна в социаль­ном плане, ориентируясь на закрытость общества и, вследствие это­го, консервируя его отсталость. Трудности, оставленные в наслед­ство, а также недостатки объективного и субъективного характера ещё продолжают сказываться на политике социальной безопасно­сти Республики Казахстан.
Ещё в начале XXвека видный мыслитель Запада М. Вебер об­ратил внимание общества на «...возрастание роли государственного аппарата, в целом бюрократии, на все стороны жизни капиталисти­ческого общества, что вытекает из родового свойства этого социума к все большей рационализации всех сфер жизнедеятельности».8 В соответствии с механизмом такой власти, известные чиновники вы­ступают на сцене государственной власти не как личности, а как деперсонизированные носители определенной доли власти. Они станут опираться на голое принуждение, когда принцип повинове­ния является для них самоцелью, а не средством управления и регу­лирования, что является нелигитимным по своей сути.
В борьбе с этим злом необходимы комплексные меры правово­го, нравственного, экономического характера, под эгидой политики безопасности государства.
В законе «О национальной безопасности Республики Казахстан» одним из важнейших принципов считается «взаимная ответствен­ность личности, общества и государства» (статья 3, пункт 5). Вместе с тем, как указывается в этом Законе (в статье 16, пункте 1), «Реcпублика Казахстан в соответствии с национальным законодатель-   ством и международными договорами обеспечивает безопасность   каждого человека и гражданина на своей территории. Гражданам   Казахстана, находящимся за пределами Республики Казахстан, го­сударством гарантируются защита и покровительство».9
Управленческая политика, предложенная Президентом Н.А. На­зарбаевым, предлагает стратегию вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Для достижения этой задачи предусмотрен ряд управленческих приоритетов в раз­личных областях, т.е. не только экономики, но и социальной поли­тики, в том числе здравоохранения, образования и культуры. Это со­ответствует конституционному положению о том, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого явля­ются человек, его жизнь, права и свободы».10
До достижения указанных задач немало еще преград. Развитие предпринимательства у нас тормозится из-за налогов, инфляции, коррупции, чрезмерной монополизации экономики. В Казахстане действуют 10 налогов, 15 сборов, 10 плат, 4 специальных платежа недропользователей. Такова запутанная система налогообложения и очень забюрокраченная и коррумпированная система налогового администрирования, они весьма агрессивны для бизнеса. Поэтому в Послании дано задание правительству упростить порядок осущест­вления валютных операций, с 2007 года снизить ставку налога на добавленную стоимость на 1%, а с 2008-2009 годов - еще на 1-2%. С 2008 года снизить социальный налог в среднем на 30%, что должно стать стимулом для работодателей к повышению заработной платы работников. С 2007 года ввести фиксированную ставку подоходного налога для физических лиц в 10 % и др.11
Всякая реформа, в том числе и социальная, должна преследовать цели более лучшего, путем устранения препятствий, стоящих на пути движения к новым достижениям. Проблема поддержания уров­ня жизни включает в себя борьбу с бедностью, социальное страхова­ние и др. Цель борьбы с бедностью - обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления.
 
Согласно указаниям Президента Республики Казахстан, с 2007 года повышается заработная плата работников бюджетной сферы в среднем на 30%; с 1 июля 2006 года в несколько раз увеличиваются размеры специальных государственных пособий различным катего­риям лиц: приравненным к участникам войны; семьям погибших (умерших) военнослужащих; женам, мужьям умерших инвалидов войны; лицам, награжденными орденами и медалями бывшего Со­юза ССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны, а также лицам из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988-89 годах; пенсионерам силовых структур.
Социальная политика в сфере здравоохранения все еще сложна и требует специальных знаний, поскольку ее результативность не гарантирована. Частное же медицинское страхование создает се­рьезные проблемы. Кроме того, медицинское обслуживание в связи с инфекционными заболеваниями может создавать внешние эффек­ты. Поэтому есть достаточные основания для государственного ре­гулирования. Дефицит информации требует контроля за качеством медицинских услуг. Должны быть осуществлены новые подходы к оплате труда медицинских работников в зависимости от конечного результата труда, с учетом его качества, объема и сложности оказы­ваемой медицинской помощи, а также уровня квалификации.
Как указано в Послании, в сфере высшего образования требуется оптимизация сети ВУЗов, с уделением особого внимания развитию технического образования. В этой связи, в новой программе разви­тия образования на 2005-2010 годы предполагается осуществление системы многоуровневого образования на основе приоритетов: ран­нее обучение иностранным языкам и информатике; дифференциро­ванная оплата труда профессорско-преподавательского состава; обу­чение детей по тем же учебникам, что в Америке и в других странах мира; выработка критериев, способных программировать в школь­никах самообучение и самовоспитание; умение конкурировать не только с конкурентами-сверстниками, но и самим собой вчерашним. Все это говорит о том, что Послание Президента народу Казахстана является важнейшей политической стратегией, направленной и на дальнейшее совершенствование системы социального управления. 
 
Укреплению принципа социальной справедливости помогает дифференцированный подход к вопросам социальной защиты. В общепринятом понимании, он предполагает установление системы распределения доходов по социально-демографическим группам населения республики: прежде всего на лучшее обеспечение сред­ствами наиболее уязвимых слоев общества - детей, инвалидов, уча­щуюся молодежь, пенсионеров и др. Приоритет этих групп здесь бесспорен и должен охраняться системой государственной социаль­ной защиты.
Таким образом, угрозой безопасности Казахстана в социальной сфере, как следствие кризисного состояния экономики, являются увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедно­сти, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиление социальной напря­женности. Нарастание негативных проявлений в социальной сфере ведет к снижению интеллектуального и производительного потен­циала, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может угрожать безопасности страны как суверенного и независимого государства.
 
Примечания
1   Назарбаев Н.А. Еще жива надежда на здравый смысл и раз­
умную интеграцию содружества // Форум: проблемы содружества.
-М., 1993.-С. 23-31
2 Макиавелли Н. Государь. - М.: Планета,1990. - С. 66.
3 Дойл С. Гражданские космические системы. Их влияние на
международную безопасность. - М.: ИНИОН, 1994. - С.5.
4 Василенко В.Н. Основы национальной безопасности и устой­
чивого развития Казахстана: стратегия, приоритеты и механизм
обеспечения // Казахстан-Спектр, 1998, № 2. - С. 41-63 .
5 Закономерности социального развития: ориентиры и критерии,
модели будущего. - Новосибирск: СОРАН, 1994. - С.6, 8, 20, 41.
6     Лаумулин М.Т. Китайско-центральноазиатские отношения:
геополитика и безопасность (взгляд с Запада) // Казахстан-Спектр.
1998, № 2. - С. 64-95
7 Гаджиев К.С. Введение в геополитику. - М.: Логос, 1998. - С. 396.
Жусипов Б. С, кандидат политических наук,
доцент, старший научный сотрудник
Института философии и политологии МОНРК»
08.04.10 09:14

 

Комментарии