Итоги столичной недели. Детсады – министерства и госпланирование

 

На прошлой неделе президент Нурсултан Назарбаев вновь заявил о проблеме детских садов, как одной из главных в стране. Правда, на этот раз несколько в иной плоскости, чем во время проведения «прямой линии»: по его мнению, из-за того, что в казахстанских государственных органах на руководящих должностях работает много молодых неопытных специалистов, министерства и ведомства превращены в детские сады.
«Вопрос поддержания молодых – это моя политика, мы это проводили. Но под этим делом,  из-за того, что активно, может быть, меняли руководителей министерств на молодых, аппараты ведомств превращены в детский сад», - сказал Назарбаев в пятницу на расширенном совещании с правительством в «Акорде». В результате, по его мнению, сегодня в наших ведомствах «на достаточно приличных должностях сидят молодые ребятишки, которые даже  не понимают, для чего они сюда посажены». Он заметил, что всех под одну гребенку стричь не стоит, и 15 – 20 % молодых специалистов «работают достойно».
«А у остальных ничего, кроме понтов, кто к какой группе клановой относится, и желания перепрыгнуть на более теплое место, нет», - заявил Назарбаев, подчеркнув, в наших министерствах и ведомствах «поощряют таких людей». В качестве меры перевоспитания президент предлагает провести трудотерапию среди тех 80 %, которые считают себя «клановыми». Отправив их для этого в регионы, набираться уму-разуму у «опытных инженеров», которые от общения с ценными молодыми кадрами по телефону ничего кроме раздражения и насмешек не выказывают.
«Специалистов уровня молодых заместителей министров надо отправить работать заместителями акимов областей, пониже уровнем  - отправить в районы на 2 - 3 года. А сюда брать опытных людей, которые знают жизнь - тех же заместителей акимов областей, акимов городов и районов, которые собственными руками делали все для народа и знают, где что лежит», - подчеркнул Назарбаев. По тому же адресу он порекомендовал отправить и 200-300 болашаковцев, но с другой целью - для осуществления форсированной индустриальной программы. «Надо этот вопрос проработать аппарату президента», - сказал глава государства.
Отметим, что этот вопрос надо проработать не только аппарату президента, но и министерству экономики и бюджетного планирования с минфином, министерству образования и науки, министерству внутренних дел и, наконец, просто МЧС. Минэкономики и минфин должны в спешном порядке заложить в текущий бюджет дополнительные траты на доплату «опытным инженерам». За вредность и за моральный ущерб от ежедневного общения с бывшими замминистрами и рангом пониже.
Нужно, нужно это сделать, хотя бы молоком! Если опытный инженер, общаясь с молодым и глупым бастыком по телефону раз в неделю просто раздражается, то что будет с этим обладателем профессии, которая сейчас на вес золота в Казахстане, когда «клановец» начнет мозолить ему глаза своим существованьем в регионе каждый день? Сколько инженеров, махнув рукой на индустриализацию, пойдут в челноки и тургиды в свете призыва премьера Карима Масимова на коллегии Минтуризма и спорта: высвободившиеся от повышения производительности труда и вообще свободные руки направлять работать в сферу туризма?
Что до министерства образования и науки, то сему ведомству зело необходимо было бы выработать свод правил о допустимости некоторых старомодных воспитательных приемов со стороны тех же опытных инженеров в отношении подопытных молодых «клановых» специалистов и болашаковцев. Как то: благотворные и работотворящие порки розгами и ремнем, одобрительный подзатыльник, дружественный пинок под зад из кабинета, чеховское «взял селедку и ейной мордой начал меня в харю тыкать» и тому подобное стимулирование роста молодого управленческого поколения над собой.
Необходимо также согласовать правила использования этих антикварных педагогических приемов с МВД, чтобы подъехавший наряд мог сразу на глаз определить – где в их применении со стороны инженеров кончается производственная необходимость и начинается банальное сведение счетов за жизнь тяжелую, нестоличную. Наконец, МЧС тоже надо быть в постоянной боевой готовности – 200-300 болашаковцев и молодых спецов и в столице-то, находясь под микроскопом у министров, способны сотворить какой-нибудь рукотворный катаклизм в документах, а уж вырвавшись на свободу в регионах, и вовсе могут сорвать земной шар с привычной для него орбиты. Потому как в каждом маленьком ребенке, и в мальчишке, и в девчонке, есть сто сорок грамм взрывчатки – или даже полкило…
В связи с этим нелишне было бы переименовать Министерство по чрезвычайным ситуациям в агентство «Лунный свет» имени Брюса Уиллиса, ежедневно спасающего весь мир от опасности, о которой этот неблагодарный мир даже не подозревает. Есть, впрочем, способ заставить мир подозревать об опасности, связанной с передислокацией детского сада из казахстанских министерств и нацкомпаний в области – направить «клановцев» на работу в сытые и благополучные западные страны.
Начинать реализовывать этот коварный замысел можно и в Казахстане: президент уже поручил правительству воздействовать на «дочек» нефтегазовых западных компаний, работающих в республике, чтобы те ввели в свое руководство хотя бы по одному топ-менеджеру с казахстанским паспортом. А заодно предложил западным недропользователям выйти из зоны неприкосновенности, перейдя на налогообложение по действующему налоговому законодательству, а не по индивидуальным контрактам. «Налоговики к недропользователям приходят, им приходится нести огромными мешками бумаги десятилетней давности и искать там, как налогооблагать наших инвесторов, которые пришли в нефтегазовые и другие ресурсы страны, - сказал Назарбаев на совещании по итогам года. - Здесь тоже надо находить компромисс, времена идут, жизнь меняется во всем мире, интересы государства к этому нас подталкивают», - подчеркнул он.
Еще одно предложение главы государства – создать Агентство стратегического планирования по типу Госплана СССР – наверняка нашло горячего сторонника в лице председателя Агентства по защите конкуренции Мажита Есембаева. Который твердил о необходимости планирования производства тех или иных товаров с середины прошлого года, презрев формулировку «Рынок сам все отрегулирует». И немудрено – столкнувшись с дефицитом высокооктанового бензина и цемента в прошлом году, председатель АЗК вполне обоснованно разочаровался в способности рынка что-либо регулировать без разумного государственного окрика в те моменты, когда поставщики делают из выгоды фетиш.
Пока же госоргана, ответственного за планирование в стране нет, глава антимонопольного ведомства на коллегии своего органа в четверг, предложил решать проблему дефицита точечно. Например, на рынке цемента определить потребность строителей в этом сером веществе на пять лет вперед и подписать с пятью цементными заводами, делающими всю республиканскую погоду по этой продукции, пятилетние же соглашения о фиксации цен на нее. Причем на условиях, удовлетворяющих как государство, которое в ближайшие несколько лет, похоже, будет главным строителем в связи с кризисом в частных компаниях, так и самих производителей цемента. Премьер эту инициативу одобрил, благо подобный опыт договоренностей уже достиг своей цели на рынке ГСМ – самые дорогостоящие марки бензина (АИ-95 и 96) отдали на откуп рынку, на остальные установили госрегулирование, которое, по сути, ничем не отличается от соглашений, предложенных Есембаевым.
Есембаев же в четверг предложил ужесточить ответственность банков за кредитование аффииллированных с ними лиц на более выгодных условиях, чем для остальных заемщиков. Заявив, что нарушение этого принципа равенства в стране продолжается, даже после уголовных дел в отношении экс-руководства БТА, грешившего раздачей безвозвратных кредитов «своим». Президент на следующий день развил это предложение, заявив о необходимости отсечения от банков непрофильных для них активов.
«Банки должны заниматься чисто банковской деятельностью, для этого надо поработать, чтобы отсечь их явные или скрыто аффилированные собственные структуры, будь то страховой бизнес, какие-то другие промышленные объекты либо строительные компании», - считает Назарбаев. По его мнению, усечение полномочий банков до чисто банковской деятельностью будет способствовать уменьшению оттока финансовых средств за рубеж. Кроме того, президент поручил правительству взять под контроль банковскую маржу. «Чтобы не было сверхдоходов, как это происходило раньше, - пояснил необходимость этого шага глава государства. - Раньше объявлялась базовая ставка, а потом начинали накручивать уже сопутствующие платежи. Это же было бесконтрольно, вроде как частные банки - и мы туда не влезаем. А то, что потом это боком для народа Казахстана и для экономики выходит, - это уже не их дело. Их дело - зарабатывать деньги», - попенял банкирам Назарбаев.
Так что уже в этом году госрегулирование может быть распространено не только на ГСМ и цемент, но и на стоимость кредитования. Означает ли это, что государство увеличивает свое присутствие в экономике, как наверняка будут утверждать опальные и действующие банкиры? Отнюдь, государство, наконец, решило заняться тем, чем ему и положено заниматься по определению – не только устанавливать правила игры на рынке, но и отслеживать, чтобы эти правила игры соблюдались всеми участниками денежно-товарных отношений.
Такое увеличение государственной доли в экономике можно только приветствовать. Потому что оно будет обозначать, что детсадовский возраст нашего рынка, к вящей радости потребителя, закончился, и теперь каждый субъект-поставщик услуг (банковских, к примеру) реально отвечает за свой «базар», как сказали бы в определенных кругах. Нарушит правила – получит «двойку» в дневник, что в нынешних экономических реалиях равносильно прикрытию бизнеса. В общем, до рыночных университетов, конечно, нам еще далеко, но ясли с подтиранием соплей хозсубъектам и «клановым спецам» мы уже, похоже, проехали.
Андрей ЛОГИНОВ, Астана  

Комментарии

Прямо праведный гнев аксакала!