Этно и Культура

Алматы с любовью

Алматы с любовью
 
Искусство рядом. Кто-то из жителей решил устроить галерею прямо под открытым небом и установил статую Венеры на гараж. Полноту композиции придает венок из искусственных ягод.

 

Шаги в прошлое или Поколения казахских "мещан"

Лет 10–15 назад звучали идеалистические мнения, мол, придет новое поколение, выросшее в условиях капитализма, рынка и все изменится. Эти новые люди будут более рациональны и прагматичны, а показуха и чрезмерное потребление – это не их путь. Что же мы видим теперь? Все наоборот – произошел лавинообразный рост внешней обрядовости, внешних соблюдений традиций. Молодежь активно воплощает принципы культуры потребления, в массе своей не показывая иных жизненных стандартов. Почему так происходит? Многие молодые люди оказываются заложниками родителей, доказывающих свой статус окружению, принимающих решения за детей. Молодым ничего не остается, только идти след в след, поскольку они зачастую экономически несостоятельны и зависят от родителей. В недавнем интервью Forbes продюсер группы Ninety One Ерболат Беделхан произнес очень правильную фразу: старшее поколение тянет молодых назад. Это воистину ситуация змеи кусающей собственный хвост.  Теперь хорошо заметно – модернизационный потенциал молодежи, нового поколения, как минимум, был преувеличен. У меня складывается ощущение, что упование на молодежь, на то, что она двинет нас на новые культурные рубежи, было заблуждением. Если мы говорим о поколении, родившемся в первой половине 90-х, то по поводу них картина для меня более-менее ясна. Согласно статистике, именно это поколение не прошло путь первичной социализации, которая осуществляется в системе дошкольного образования, в детских садах. Около 80% государственных детских учреждений в период экономического кризиса было тогда закрыто. В большинстве своем эти дети выросли с бабушками и дедушками. Соответственно, произошел перенос ценностей старшего поколения на молодое.

Трайбализм - мощнейший фактор объединения казахов

Кочевое общество сформировалось в результате родоплеменной системы. Иерархический принцип, на котором он основан, всегда играл большую роль, начиная от семейных отношений. Старший брат всегда сидел рядом с родителями, младший - после среднего. Такая братская иерархия существовала даже по отношению к бытовым вопросам. Когда резали лошадь, то каждая ее часть на застолье несла свою функцию (к примеру. сакральная кость предназначалась наиболее уважаемому человеку). Если все это забыть, то мы потеряем свое этническое лицо, и будем отличаться от родственных народов разве только различиями в языке.


 

Гульмира Илеуова: эти выборы ничего не решили

В Казахстане зачастую под гражданским обществом подразумевают общественный сектор или неправительственные организации. В теории гражданское общество – это все, что не государство, в определенных связях и взаимодействии. К нему можно отнести СМИ, общественные организации и объединения, религиозные институты, местное самоуправление, профсоюзы, семья и др. Некоторые части нашего гражданского общества достаточно полноценны. Семья тоже претерпевает определенные изменения, но, тем не менее, семья как самый главный институт стоит на месте. Религиозные институты как часть гражданского общества находятся в развитии. По ним тоже есть вопросы. Каждое общество и страна вырабатывают свою структуру институтов гражданского общества. К примеру, в Узбекистане махалля один из ее основных институтов. Это довольно тесное сообщество жителей, проживающих на одной территории. Меня удивляет, что многие казахи в той же Туркестанской области не осведомлены об этом. Узбеки, вторая по численности этническая группа после казахов, их там полмиллиона. Они живут своими махалля, а мы не слышим, о чем они там говорят, и никак не взаимодействуем с ними. Я скажу так, наше гражданское общество в западном предоставлении не работает, но оно работает на тех основаниях и в том виде, в которых мы их сами создали и продвигаем.

Страницы

Подписка на RSS - Этно и Культура